«Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Теги: ф.2Елизавета Пинахина художник, искусствовед, член Союза художников России представляет виртуальную выставку своих работ «Музы А.С. Пушкина » под музыкальное сопровождение сюиты «Метель» на странице сообщества «Библиотека №2 им. А.В. Кольцова».
Библиотека №2 им. А.В. Кольцова подготовила для вас историю любви, рассказанную композитором Георгием Свиридовым по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель».
Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего «Вальса» или «Романса». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Нам кажется, что эта прекрасная музыка родилась в начале XIX века, но это творение нашего современника и написана она в середине века XX.
«Метель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 году.
Автор описывает историю молодой девушки, решившую сбежать из дома. Цель побега - обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден, что, по мнению ее родителей, было не допустимо. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Но девушка случайно выходит замуж за другого, но в итоге, оказывается еще более счастливой!
Режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», по повести А.С. Пушкина.
В1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». На эту музыку в свое время был поставлен балет. В сюиту входит девять номеров, которые являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина.
Открывается цикл пьесой под названием «Тройка». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах.
Второй номер сюиты – это «Вальс». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.
Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты, которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Так, весеннее яркое чувство барышни к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.
Четвертый номер – «Романс». В роли солиста выступает скрипка, исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно, о любви. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю... я вас люблю страстно...» слышатся слова в прекрасной мелодии.
Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.
«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.
С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных инструментов. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями.
Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.
Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.
Библиотека №2 им. А.В. Кольцова
ул. К. Маркса, д.61
тел.: 259-85-52
E-mail: biblio2vrn@list.ru