5 декабря 2019

Nаука в Платоновке

Теги:  ОИР, ЦГБ им.А.П.Платонова
Формат лекций в городе пользуется популярностью. Достаточно назвать флагманов в организации публичных выступлений – «Амиталь на Пушкинской» и  Петровский клуб.
4 декабря в этом сегменте выступила библиотека имени А. Платонова. В читальный зал на Феоктистова, 6 пригласили на лекцию А.Дашевского «Как искусственный интеллект понимает человеческую речь».
Можно было бы, наверное, ограничиться и одним словом – «речь», - подумали организаторы. Какая же еще может быть речь? Но потом подумали: да всякое может быть.
Человек, к какому мы привыкли, заканчивает свое существование. Тихо и незаметно появляются новые люди. «Постлюди» приходят на смену «homosapiens». Что там у них? Улучшенные эмбрионы, отредактированные гены, вживленные чипы, роботизированные конечности. Силой мысли они, как Дарт Вейдер, открывают любые двери. И наращивают уже не ресницы и ногти, а концевые участки ДНК хромосом, чтобы не стареть.
О подобной «тихой» революции в компьютерной лингвистике и пошла речь в Платоновке. Андрей утверждает, что все произошло в 2013 году, а мы и не заметили. Томас Миколов и его компания придумали трюк. Трюк этот заключался в использовании алгоритмов машинного обучения для преобразования слов в вектора многомерного линейного пространства. Чтобы мы сегодня увидели в таком широком ассортименте различные голосовые помощники и чат-боты, нужно было всего лишь совершить то, что по величине воздействия сравнимо с тем, что в XVII веке совершил Р.Декарт. Рене Декарт открыл систему координат, и человечество получило возможность решать геометрические задачи с помощью алгебраических уравнений. Томас Миколовс коллегами открыли трехсотмерное пространство векторов-слов, придали смысл операциям сложения и вычитания слов и близости векторов-слов в этом многомерном пространстве, произвели прорыв в новую реальность, где компьютер научился понимать человеческую речь методами линейной алгебры.
Слушатели, а это представители городских библиотек, студенчество и учащиеся старших классов общеобразовательных школ, оказались восприимчивой и любопытной публикой. Во второй части лекции под руководством ведущего они осваивали семантический калькулятор, задавали вопросы по визуализации семантических связей между словами и играли в примеры: как вычесть из «России» «Москву» и прибавить «Лондон»; что получится, если из «кошки» вычесть «котенка» и прибавить «щенка».

Отдел информационных ресурсов Центральной городской библиотеки им. А. Платонова благодарит спикера за интеллектуальное удовольствие и выражает надежду на продолжение сотрудничества; коллег - за отклик и экспертную оценку.